Иду в комнату за чем-то, прихожу и не могу вспомнить, зачем шёл. Почему так происходит?

Поделись с друзьями

«Это норма? Это болезнь? Что делать?», отвечает кандидат медицинских наук, невролог, главный врач клиники «Евромед» Инна Сергеевна Богданова.

Это самая частая тема среди разговоров о памяти на школах пациентов и лекциях для врачей.

Давайте разберемся.

Ситуация, обычно, происходит в потоке повседневных дел. Человек в это время занят делом, которое выполнял многократно, и в данный момент оно выполняется автоматически.

Автоматизированные действия у нас осуществляется неосознанно. Например, вождение автомобиля опытным водителем не требует от него воспроизведения в памяти ПДД. Увидев знак, он вынполнит его предписание, не задумываясь. Хозяйка, готовя борщ, легко общается с подругой по телефону, автоматически добавляя в блюдо необходимые ингредиенты в правильной последовательности.

Задача пойти в другую комнату и принести какой-то предмет в потоке дел — новая, и не является автоматизированной.

В этот процесс включается кратковременная память. На её работу влияют:

— объём, новизна, сложность, структура информации,
— интерес, настроение, мотивация;
— общее физическое состояние организма;
— генетические особенности произвольного внимания, забывчивости, способности мозга к созданию нейрональных связей, объёма рабочей памяти;
— навыки человека в использовании своих врожденных особенностей памяти.

Чаще всего забывчивость обусловлена недосыпанием, стрессом или заболеванием, ухудшающим общее состояние организма (например, повышение температуры при простуде или повышение артериального давления при гипертонии).

Если забывчивость продолжается после того, как Вы выспались, выздоровели, и стресс благополучно миновал, то причина не обязательно в болезни Альцгеймера.

Начнем с информации.

Взять что-то — очень простая информация. Мы усложняем её сами, например, создав несколько вариантов, где это может лежать. Отсюда правило N 1:

Предмет должен храниться там, откуда его проще всего потом взять. Следовать этому правилу НУЖНО в тот самый момент, когда данный предмет уже не нужен в вашем текущем процессе.

Следовать этому правилу ЛЕГЧЕ, если сформирована привычка считать действие законченным только после того, как все применённые предметы оказались на своих местах. Сформировать этот навык можно, каждый раз обращая внимание волевым на завершающий этап в повседневной деятельности в течении трёх недель (например, как это описано в книге «Год полезных привычек»)

Вернёмся к целенаправленному вниманию.

Если на момент отправки в другую комнату за предметом мозг работал в сканирующем режиме (см. пост в Instagram «Многозадачность и мозг»), легко забыть цель вашего похода в другую комнату.

Правило N 2: Откажитесь от многозадачности

Теперь, когда предметы на своих местах и Вы сосредоточены на текущем процессе Вам может помешать недостаточный объем рабочей памяти.

Дело в том, что человек может помещать в оперативную память определенное количество единиц информации, в среднем, это 5±2 единиц.

Как быть?

Правило N 3: Укрупнение единиц

Можно применить группировку по принципам. Например, иду в комнату за тремя предметами, лежащими в шкафу и тремя предметами, лежащими на тумбочке. Таким образом, вместо 6 единиц мы помещаем в память две.

Навыки.

Тренировка. Эта тема достойна отдельного разговора. Продолжение следует!

С уважением, Богданова И.С.

Читайте также: Как разговаривать с человеком с деменцией. Пять советов доктора





0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии